12 авг. 2010 г.

Основные законы

Каждая отстойная программа или веб-сайт - неизменный результат того, что разработчик или дизайнер забыл о пользователе и начал украшать программу для себя. Это нарушение трех законов Платта о программном обеспечении (ПО). Если вы поступаете так же, они оборачиваются против вас, подобно трем законам термодинамики. Вот мои законы:

1. Ценность вашей программы равна нулю. Ничего. Ничто. Нуль. Единственное значение, которое она когда-либо имело или будет иметь, это насколько она делает пользователя счастливее каким-либо способом.

2. Программа может сделать пользователя счастливее одним из двух способов. Она может помочь пользователю выполнить необходимую задачу, например, оплатить счет или написать текст этой колонки в журнале. Примером такой программы является Microsoft Word. Или она может помочь пользователю достигнуть приятного состояния. К этой категории относятся игры или Skype, с помощью которого моя дочь делает видеозвонки моим родителям.

3. Независимо от способа пользователь не хочет думать о вашей программе. У него нет такого желания совсем. Никогда. В первом случае он хочет думать о решаемой проблеме: о редактировании документа, который он печатает; о том, хватит ли у него денег для оплаты всех счетов, и с каким кредитором будет больше проблем в случае неуплаты. Единственная цель - быстро и успешно решить задачу с тем, чтобы заняться своей жизнью или хотя бы следующей задачей. Во втором случае пользователь хочет достичь приятного состояния как можно быстрее и оставаться в нем как можно дольше. Все, что задерживает удовольствие или отвлекает от него, менее желанно, чем перерыв в работе. Мои родители хотят видеть своих внуков и разговаривать с ними. Любая необходимость обратить внимание на программу воспринимается отрицательно.

Резюме: пользователям нет дела до вашей программы. Они не думали и не будут думать о ней. Возможно, программа заинтересует вашу маму, потому что вас она любит, а возможно и нет. Пользователей интересуют только собственные производительность и удовольствие.

Дональд Норман обсуждает это явление в своей замечательной книге "Невидимый компьютер" (“The Invisible Computer”, MIT Press, 1999). Но мне кажется лучшим пример с ролью спортивных судей. Они создают и поддерживают обстановку (правила игры, действие программы) для взаимодействия сторон (две команды, пользователь и рабочая задача), но в идеале не принимают заметного участия. Бывший судья Национальной футбольной лиги США (NFL), Джерри Маркбрейт, пишет о своем наставнике, который сказал (курсив мой): "Джентльмен, это самая важная игра года. Возможно, самая важная игра столетия. Сегодня мы должны как следует поработать, потому что не хотим, чтобы о нас вспоминали. В этой игре мы должны поработать так искусно, чтобы впоследствии казалось, будто нас не было." У наших программ должна быть точно такая же цель.

Во имя движения отрасли к этой цели я провозглашаю первую ежегодную Премию Платта (Plattsky Awards) для программы или веб-сайта, которые наилучшим образом соответствуют трем законам Платта о ПО и делают пользователей счастливыми, привлекая к себе как можно меньше внимания. В качестве примера можно привести программу автоматизации резервного копирования Carbonite, о которой я писал ранее. Я предпочел ее ближайшему конкуренту, Mozy, потому что Carbonite требует несколько меньше размышлений и настройки.

Заходите на сайт Rolltunder.com и расскажите мне о приложениях или веб-сайтах, которые лучше всего соответствуют поставленной цели или наиболее ярко дискредитируют идею. Лучшие получат от меня, своенравного и самоуверенного судьи, золотую и серебряную медали, худший - жестяную. Не отправляйте мне программы: тестироваться будут только общедоступные для скачивания версии. Заявки принимаются в течение трех месяцев с момента публикации данной статьи. Я не могу ждать, пока вы созреете.

Автор: Дэвид Платт.
Оригинал статьи на английском: Fundamental laws.

Комментариев нет:

Отправить комментарий